Для копирования ссылки на сайт в сеть - просто нажмите на кнопку!

Как тонировать мишку Тедди. Макияж мишки...

Мишка "Эшли"
Мишка "Эшли"

Итак, у нас есть полностью готовый мишка. Теперь мы можем сделать мишке "макияж" - затонировать его. На этой странице сайта Вы узнаете как затонировать мишку Тедди, какие инструменты и материалы для этого использовать. Но сначала ответим на вопрос: зачем тонировать мишку, можно ли обойтись без этого? Конечно, можно! Только автор может решить, нужна ли его произведению тонировка. Если мишка сшит из специфических материалов (кожа, замша), или в специфическом стиле (например, мишка в стиле "крези-печворк"), то тонировка может погасить образ мишки, и делать ее не рекомендуется. Но если Ваш мишка выполнен в стиле "фэнтези", или в классическом стиле из традиционных материалов, то тонировка может значительно усилить образ, сделать его ярче. С помощью тонировки можно изменить "рельеф" мордочки мишки, сделать его более характерным: визуально углубить впадины вокруг глаз, сделать более выпуклым нос. С тонировкой мишка "оживает", приобретая схожесть с настоящим медведем.

Тонировать можно не только готового мишку, но и материалы, из которых он шьется. Можно окрасить мохер в свой уникальный цвет, используя красители для шерсти, или для волос (окрашивается ворс мохера), или окрасить основу мохера в определенных местах - в соответствии с выкройкой мишки, используя краски для текстиля. Но это более профессиональные способы окрашивания, требующие высокого мастерства и опыта. Проще окрашивать уже готового мишку. Итак, какие есть способы тонировки.

Способ №1. Тонировка акрилом.

Разные мастера тонируют мишек разными красками и способами, у каждого свой метод. Чтобы выработать свой подход к тонировке, нужна практика, накопление опыта. Я начинала с тонировки акрилом, и этот способ мне больше по душе на текущий момент. Хотя, я знаю мастеров, которые не тонируют акриловыми красками в принципе, предпочитают масло (о тонировке маслом - ниже).

Для тонировки акрилом нам понадобятся: акриловые краски для ткани, вода, палитра (или несколько небольших стеклянных ёмкостей), ватные палочки, ватные диски, кисти (одна тонкая, вторая чуть потолще). Как выглядят эти материалы и инструменты можно посмотреть на странице Инструменты. При выборе кисти нужно учитывать, что она она должна быть из натурального материала, со средним или коротким ворсом. Я тонирую кисточкой средней длины, не подстригая ворс, но может быть кому-то больше понравится работать кистью с коротким ворсом (ворс можно укоротить ножницами). Перед началом работы рекомендую запастись кистями разной толщины. Кистью потолще хорошо тонировать большие участки, тонкой кистью - маленькие участки, уточнять тонировку в нужных местах.

Еще для тонировки очень важно правильное освещение. Тонируйте мишку только при дневном освещении, располагаясь близко от окна, чтобы свет падал на мишку равномерно со всех сторон. Тонировать при искусственном освещении тяжело: во-первых, трудно определить оттенки цветов (искусственный свет имеет свой цветовой оттенок, искажающий цвет краски), во-вторых, искусственный свет, направленный из источника, будет давать тени, что помешает правильно определить насыщенность тонировки.

Итак, приступаем. Сначала мы подготовим краски, потом затонируем область вокруг носа и рта, затем окрасим нос, потом затонируем области вокруг глаз и перейдем к тонировке подошв и ладошек. Для увеличения фото нажмите на него, скорость просмотра регулируйте кнопками < и >, расположенными слева и справа на фото. Краткие пошаговые комментарии даны внизу, под фото.

Дальше посмотрим, как можно дополнительно оформить нос мишки. Чтобы нос блестел, его можно покрыть сверху специальным лаком. Лак для носов мишек Тедди продается только в специализированных магазинах с товарами для мишкоделия, как правило это лак немецкого производства (фото бутылочки с лаком можно увидеть на странице Инструменты).

Также нос можно покрыть натуральным воском. В отличие от лака, такой носик будет иметь матовый, а не глянцевый блеск. Нос мишки натирается тонким равномерным слоем воска (воск перед этим  нужно немного размягчить с помощью горячего фена). Следите за тем, чтобы использовать для натирки только натуральный воск, парафин не подойдет! Затем, чтобы воск равномерно оплавился на носу мишки, на него нужно направить струю горячего воздуха из фена. Фен следует деражать близко к носу. Такую процедуру можно повторить 2 - 3 раза. Но каждый раз наносите воск очень тонким слоем. Если воска будет слишком много, он может отслаиваться. Последний слой воска заполируйте полировальной маникюрной пластинкой для ногтей (не пилкой). Правильно навощенный носик должен быть ровным, гладким и матово-блестящим.

При оформлении носа есть одно правило: лак или воск нужно наносить на нос мишки после того, как краска тонировки полностью высохла (я это делаю не ранее, чем через сутки после тонировки). Но нос можно оставить после вышивки без дальнейшего оформления, особенно, если Вы шьете мишку в стиле "антик". Итак, смотрим на фото, как наносится лак (для увеличения фото - нажмите на него, комментарии даны внизу под фото).

Мишку, которого я тонировала акриловыми красками, зовут "Белый". Результат тонировки мордочки - внизу на фото. Если Вы хотите увидеть фотографии всего мишки, приглашаю заглянуть в Галерею мишек.

Мишка "Белый", рост 40 см.
Мишка "Белый", рост 40 см.

Итак, мы рассмотрели способ тонировки акриловыми красками. В чем преимущества этого способа? Акриловые краски - это краски на водной основе, они хорошо впитываются в основу мохера и качественно прокрашивают её. Интенсивность тонировки можно регулировать несколькими способами - концентрацией цвета при разведении краски, количеством нанесенных слоев краски и промакиванием затонированного участка ватным диском или ватной палочкой. При тонировке акрилом переходы от затонированного участка к нетонированному получаются более плавными и незаметными, что важно для качества тонировки, чтобы она выглядела естественной. Важно помнить, что интенсивность цвета будет меньше, когда место тонировки высохнет. Если хотите получить более интенсивную тонировку, либо тонируйте сразу более интенсивным цветом (с учетом высыхания), либо тонируйте 2-3 раза, каждый раз давая материалу высохнуть. Недостатки тонировки акрилом заключаются в необходимости тренировки и наборе опыта. Начинающие мастера часто тонируют достаточно густыми, не разведенными в воде красками, отчего краска оседает комочками на ворсе мохера и на основе материала, создавая неровную окраску, пятна. Удалить такие комочки и пятна достаточно проблематично, а если они высохнут, то практически невозможно. Поэтому лучше не торопиться, сделать тренировочную тонировку акрилом на кусочке мохера, посмотреть на результат (это можно применять и при тонировке другими красками). Также способ тонировки акрилом достаточно трудоёмкий по-сравнению с другими способами, на него нужно больше времени, терпения и сил.

Способ №2. Тонировка маслом.

Тонировать маслом проще и быстрее. Этот способ, конечно, тоже требует опыта, но даже без него результат будет хорошим. Для тонировки маслом нам понадобятся масляные художественные краски, ватный диск, кисть. Краски можно купить в магазинах для художников, они продаются в небольших тюбиках. О производителях красок и их названиях специально не пишу, так как это не имеет большого значения, подойдут любые масляные художественные краски. Значение, конечно, имеет цвет, но здесь уже каждый идет своим опытным путем. При выборе краски обращайте внимание на дату её изготовления и срок годности. Просроченные краски использовать нельзя, так как со временем масло может отделяться от красителя (кстати, при покупке акриловых красок также смотрите на срок годности). Кисти используются синтетические, с коротким жестким ворсом. Если ворс у кисти длинный, его нужно подстричь покороче ножницами. Для тонировки мишки лучше заготовить сразу две кисти разной толщины. Кистью потолще хорошо тонировать большие участки, тонкой кистью - маленькие участки.

Краски и инструменты для тонировки маслом
Краски и инструменты для тонировки маслом

У меня при тонировке всегда под рукой щеточка для ворса мохера (зубная щетка), ей в любой момент можно расчесать ворс для уточнения интенсивности и контура тонировки. Не помешают маникюрные ножницы и пинцет. Тонировка мишки производится после выдерга и выстрижки ворса на мордочке, но если нужно что-то подправить, инструменты должны быть наготове. И, конечно, наши верные помощники - ватные палочки, которыми так легко подправлять тонировку, подтирая излишки краски для ослабления цвета. Итак, будем тонировать маслом классического мишку.

Для начала выдавим небольшое количество краски на ватный диск, его будем использовать как палитру, в него будет впитываться излишнее масло. Для тонировки мишки не нужна такая сильная концентрация масла в краске, потому что масло может оставлять на основе материала пятна, которые сложно удалить. Излишки масла мы будем ликвидировать протиркой кисточки о ватный диск. На кисти должно оставаться совсем немного краски, только после этого можно тонировать, по сути кисть должна быть почти сухой. Растворители масла в процессе тонировки не используются.

Начинаем тонировать область вокруг глаз мишки. Движения кисти - от глаза в стороны, в начале кисть немного заходит под глаз, чтобы ворс под глазом прокрасился. Следим, чтобы кисть была почти сухой. Краску с ватного диска берем не в гуще, а на границе, где она почти впиталась. После того, как взяли краску, проверяем кисть - несколько раз проводим ей по ватному диску в чистом месте, если краска чуть остается на диске - это правильно. При тонировке глаза следим за интенсивностью цвета. Интенсивность цвета достигается не количеством краски за один мазок, а количеством мазков почти сухой кистью. Если перебрали с интенсивностью цвета, краску можно снять ватным диском или ватной палочкой. Пока масляная краска не высохла, она легко снимается.

И вот результат тонировки глаза. Слева глаз до тонировки, справа - после. Тонировка придала глазной впадине больше глубины, сделала её естественной (для увеличения фото - нажмите на него).

Продолжаем работу - тонируем область вокруг носа и рта. Правила те же - на кисти минимум краски, движения кисти от носа в стороны, с постепенным уменьшением интенсивности цвета. Если получается довольно заметная граница, то эту границу можно дополнительно растушевать ватным диском или ватной палочкой. Здесь интенсивность тонировки довольно сильная, так как при высыхании масляная краска тоже тускнеет, как и акрил. Тонируя, я делаю "запас" по интенсивности цвета. Если Вы тонируете впервые, можно делать это в несколько этапов - сначала нанести один бледный слой краски, дать высохнуть, затем - второй слой, при необходимости - третий. Только масляная краска сохнет довольно долго - минимум 3 дня, это нужно учитывать. Интенсивность тонировки можно также попробовать на кусочке мохера - затонировать и дать высохнуть.

Вот что получилось - затонированы области вокруг глаз, около носа и рта.

Двигаемся дальше - тонируем область внутри ушей. Здесь краски на кисти можно оставить чуть больше, так как внутри уха нет выстрига ворса, мы тонируем ворс мохера, в данном случае густой. Если бы мохер был с редким или коротким ворсом, то соблюдаем основное правило тонировки - на кисти должно быть минимум краски. У этого мишки я затонирую внутреннюю область уха, но можно тонировать и края ушей - всё зависит от задумки автора.

Результат тонировки мордочки и ушей.

Затонированная мордочка мишки в профиль.

У этого мишки я слегка затонирую подушечки лап. Тонируем ладошки, сшитые из искусственной замши. Краски на кисть берем чуть больше, чем при тонировке мордочки, но всё равно перед тонировкой промакиваем кисть о ватную подушечку. Тонировать начинаем от краёв ладошки к центру, втирая краску в замшу. Сейчас тонировка выгладит интенсивной, но я сниму интенсивность тонировки ватной подушечкой, одновременно растушевав как следует границу тонировки.

Вот так выглядит тонировка после растушевки ватной подушечкой, краска почти незаметна, граница тонировки не видна, по всё же ладошка получилась более объемной и естественной.

Аналогично делаем тонировку пяточки - втираем краску в замшу, делая движения кистью от края пятки к центру.

Результат тонировки пятки после растирания, растушевки краски ватным диском - тонировка еле заметна, граница её не видна. При желании, конечно, можно увеличить интенсивность тонировки, здесь всё также зависит от того, как задуман автором образ мишки.

Вот так выглядят наши материалы и инструменты в конце тонировки. Подушечка с краской - палитра, на которой мы каждый раз пробовали, сколько краски осталось на кисти. Рядом - ватная подушечка, которой убирали лишнюю краску с ладошек и пяточек.

Дальше я буду завершать оформление носика мишки. Я люблю блестящие, глянцевые носики, поэтому часто пользуюсь специальным лаком (на фото).

Покрываю нос мишки лаком в несколько слоёв (здесь - 2 слоя), давая каждому слою просохнуть не менее 1 часа.

Внизу фотография мишки с готовой тонировкой. Могу добавить, что тонируя этого мишку, после покрытия носа лаком, я нанесла еще один тонкий слой тонировки черной масляной краской на область вокруг носа, рта и глаз. Принцип нанесения - тот же, что и при тонировке коричневой краской на первом этапе. Такая тонировка разными по цвету красками придает еще больше глубины и объема, только более темный слой нужно наносить очень аккуратно и почти незаметно. 

Мишка "Шерлок", рост 32 см.
Мишка "Шерлок", рост 32 см.

Мишку, которого я тонировала маслом, назвала в итоге "Шерлок", больше фотографий этого мишки Вы можете увидеть в Галерее мишек.

Способ №3. Сухая тонировка.

Есть еще и другие способы тонировки мишек - сухими материалами. В качестве материала для тонировки используется, как правило, сепия. Сепия - это краска акварельного типа, но в сухом виде, похожая на пастельные карандаши. Отличается от пастели более интенсивным окрашивающим свойством, более мелкой порошковой составляющей. Сепия бывает только коричневых или серых цветов (различных оттенков).

Тонировать сепией следует аккуратно, небольшими порциями, потому что это краска довольно интенсивного цвета. Я не любитель тонировать сухими красками, поэтому сама сепией не тонировала, но видела однажды, как это делал мастер на мастер-классе. Краску набирали на ватный диск, так же как сухие румяна на спонж, и уже ватным диском тонировали мишку. Мне показалось, что это ненадежный способ тонировки, краска будет пачкаться, может со временем вообще стереться. На это мастер дал ответ, что для закрепления краски можно использовать детский крем - слегка смазать им пальцы и потом нанести на места тонировки сепией (цвет тонировки при этом станет чуть интенсивнее).

Также для сухой тонировки используют текстильные маркеры (не исчезающие) разных цветов, в основном, коричневых оттенков и черного цвета. Маркеры особенно хороши там, где нужно подчеркнуть точные линии, например, окантовку вокруг носа. Но, особенность маркеров в том, что их нельзя растушевать, линии получаются строгими.

В моей практике в качестве сухой тонировки я использовала акварельные карандаши, но только на маленьких мини-мишках. Выбирая такие карандаши, смотрите на фирму-производителя, не все карандаши мягкие и хорошо прокрашивают материал (а именно это и ценно в этом случае). Я использовала либо чешские карандаши "Ко-хи-нор", либо немецкие "Фабер-кастел". Последний вариант дорогой, но карандаши отличного качества. Техника тонировки акварельными карандашами очень простая - нужно слегка затонировать необходимые места, как бы раскрашивая мишку. Интенсивность тонировки регулировать либо силой нажатия на карандаш, либо количеством штрихов по материалу.

Отдельные советы по тонировке мишки

  1. Тонировать мишку можно в любые цвета, главное, чтобы тонировка работала на образ мишки, более полно раскрывала его характер. В качестве примера цветной тонировки можно привести мишек "Чуку" и "Гека", выполненных в стиле "фэнтези" (фото мишек - ниже). Для создания необычных, креативных образов мишек можно тонировать не только мордочку, но и лапы, уши, швы на теле мишки, а также отдельные места на мохере, где ворс мохера выщипан или вытерт (такие приёмы часто используются при создании состаренных мишек в стиле "тортюр").
  2. При тонировке соблюдайте правила, особенно это относится к тонировке акриловыми или масляными красками. Одним из основных правил при работе с масляными красками является использование почти сухой кисти с минимальным количеством краски на ней. При тонировке любыми красками - правильное направление движения кисти в сторону уменьшения интенсивности тонировки, снятие лишней краски ватными дисками или палочками на каждом этапе работы, хорошая растушевка границ тонировки. 
  3. При подборе интенсивности цвета помните, что высыхание любой краски сделает тонировку более светлой. Если Вы хотите, чтобы тонировка на готовом мишке была интенсивной, то его нужно либо сразу затонировать ярче желаемого, либо нанести тонировку в несколько слоев.
  4. Делайте тонировку при хорошем освещении, в дневное время, лучше всего около окна, если летом - на свежем воздухе. Так Вы будете видеть настоящие, не искаженные искусственным светом, оттенки цветов и реальную интенсивность тонировки.
  5. Тонируйте мишек только в хорошем настроении, ведь Вы передаете мишке частичку своей позитивной энергии, которая навсегда остается в Вашей работе!

И еще одна тонкость. Для тонировки мишек в фабричных условиях может использоваться специальный прибор - аэрограф. Это небольшого размера распылитель-пульверизатор, который заправляется краской с целью ее дальнейшего нанесения на ткань. Мишку фирмы "Штайф", который затонирован с помощью такого приборчика, можно увидеть на странице Из коллекции мишек

Мишки "Чука" и "Гек", рост мишек - 20 см.
Мишки "Чука" и "Гек", рост мишек - 20 см.

Итак, мы прошли с Вами все этапы создания мишки Тедди, рассмотрели основные приемы работы с инструментами и материалами. На следующей странице сайта я поделюсь с Вами идеями о том, как одеть мишку Тедди, как подобрать ему аксессуары.

© Наталия Шепель, 2010 - 2017.

Все права защищены (copyright).