Для копирования ссылки на сайт в сеть - просто нажмите на кнопку!

Публикации о мишках

Дорогие друзья!

На этой странице сайта размещены публикации о мишках из различных изданий - газет, журналов, Интернета. Мишки уже давно превратились для нас в некий артефакт нашей жизни, они настолько известны всем, распространены и любимы, что многие издания, в том числе СМИ, с удовольствием печатают материалы о них. И это всегда будет востребовано читателями, принято и одобрено!

Материалы на этой странице размещаются исключительно с разрешения редакций изданий, с соблюдением всех авторских прав.

Июль 1995 года.

"Петербургский театральный журнал".

 

Былое

Традиционная встреча цикла вечеров в Фонде культуры состоялась 26 сентября 1990 года и была посвящена Михаилу Чехову. Ведущие, Никита Алексеевич Толстой и Евгений Борисович Белодубровский, представили слушателям гостью — актрису Лидию Ивановну Яковлеву, приехавшую из Америки со своим мужем, известным профессором русской словесности Калифорнийского университета Владимиром Фёдоровичем Марковым, — по приглашению своей подруги по театральной школе Елены Владимировны Юнгер.

Мы публикуем фрагменты её выступления.

 

____Чехова я знала очень недолго. На мою долю досталась только маленькая частица последних лет жизни Михаила Александровича: дом, в котором он жил, вещи, которые его окружали, его собаки, какие-то курьезные подробности бытовой жизни…

____Дом Чехова был небольшой. Но какой-то удивительно складный и удобный. Гостиная, где принимались тсс посетители, ученики, актёры, знакомые. Это была самая большая комната в доме, с хорошей английской мебелью, где было много полок, на стенах — эскизы декораций к постановкам Михаила Александровича Чехова за границей, рисунки Добужинского, Николая Ремизова, который делал эскизы декораций к постановке Чехова «Ревизор» и также рисунки к книге Чехова «О технике актёра». Следующей была столовая, большая вместительная комната. И потом — коридор, по коридору — три спальни. Спальня Михаила Александровича была самой большой и самой светлой комнатой. В своей спальной он не разрешал ни ковров, ни тяжёлых портьер — на окнах висели только очень лёгкие кисейные занавески. И тут же находился аппарат с кислородом, без которого Чехов тогда уже жить не мог. Коридор кончался довольно большой застеклённой террасой, которая выходила в сад и была приспособлена как кабинет и библиотека. Сад — небольшой, с удобной садовой мебелью.

Михаил Чехов. Москва. Конец 1910-х годов. Фоторепродукция А. Наделяя
Михаил Чехов. Москва. Конец 1910-х годов. Фоторепродукция А. Наделяя

____И вот в этом доме я начала работать с Михаилом Александровичем Чеховым над сценой «Именины Настасьи Филипповны» по роману Достоевского «Идиот». Хочу упомянуть один довольно примечательный случай. Мы работали как всегда и сидели друг против друга. Я что-то отмечала в своей тетради, потом подняла голову и увидела, что передо мной сидит Тоцкий. Чехов сидел спокойно в своём кресле и ничего не говорил, совсем не двигался, смотрел куда-то в сторону и о чём-то думал, но это был не Чехов. Это был Тоцкий. Так продолжалось, может быть, несколько секунд. Я ничего не сказала и ничего не спросила. Но, признаюсь, что такого переживания в моей жизни не было ни до, ни после этого…

____Хочу обязательно упомянуть об одной вещи, о которой мне рассказала уже Ксения Карловна. У них в семье была любопытная игра. Дело в том, что Михаил Александрович любил играть в игрушки. Игрушки эти были — плюшевые зверьки разной величины. От маленьких до довольно порядочных. Сделанные из разнообразного плюша — совсем гладкого и совсем мохнатого. Главным образом, медведи и собаки. Но всё это вместе взятое называлось «медведи». Они находились в столовой, в стороне, на небольшом столе, где на круглых подносах расположены были по семействам папа, мама и много детей, а по бокам родственники. И в этих зверюшек Михаил Александрович как бы вселял себя. Никакой мистики не было, чистая игра. Таким образом, он никогда не говорил от первого лица: «Мне нравится, мне не нравится, я хочу, я не хочу…» Он говорил: «Им нравится, им не нравится, они хотят, они не хотят…» Например, получит сценарий, просмотрит его сначала, а потом положит его к зверям. Затем скажет: «Они говорят, сценарий скверный, не надо соглашаться». Или получит денежный чек, положит к зверям и заявит Ксении Карловне: «Они не хотят его сейчас менять». И чек будет лежать там до тех пор, пока медведи не разрешат. Михаил Александрович подарил мне самого маленького медвежонка из этой компании, но подарил не он: это они так решили. Вручала мне этого медвежонка Ксения Карловна со словами: «Медведи с ним простились и сказали, что теперь он должен идти туда-то и туда-то, потому-то и потому-то». И вот медвежонок со мной в моей сумке. Скоро после этого Михаил Александрович надписал мне свою книгу «О технике актёра» (которая только что вышла на английском языке). Ксения Карловна сказала, что это было самое последнее, что он написал своей рукой. Через несколько дней он умер…

Автограф Чехова на его книге «О технике актера», подаренной Л.И. Яковлевой автором
Автограф Чехова на его книге «О технике актера», подаренной Л.И. Яковлевой автором

Информация о публикации прислана читательницей сайта Риммой Круповой-Лурье. Источник публикации.

Май 2016 года.

Газета "Комсомольская Правда".

 

Плюшевый мишка спас пятилетнюю Аллу в блокаду

Игрушка нашла хозяйку спустя 50 лет

Алла Юрковская перед началом войны (фото из личного архива)
Алла Юрковская перед началом войны (фото из личного архива)

Потёртые бока, глаз-бусина (второй где-то потерялся) - когда-то этот мишка помог Алле Александровне пережить блокаду. Пенсионерка нашла его, разбирая шкафы после смерти мамы в своей старой квартире в Санкт-Петербурге.

- К началу войны мне было 5 лет, - рассказала «КП» Алла Юрковская. - Когда я взяла в руки мишку - вспомнила весь этот ужас снова.

 

«Заговорил папиным голосом»

 

____Эвакуироваться из Ленинграда семья Юрковских не сумела. На вокзале творился кошмар, вагоны брали с боем. Куда там женщине с двумя дочками, младшая из которых родилась за 10 дней до начала войны! Решили остаться дома: даст Бог, перезимуем. Даже не догадывались, что их ждёт. Сорокаградусные морозы, нет воды, света. Страшный голод. Ели обойный клей, землю.

____- Когда началась война, моя бабушка (она пережила голод в 30-е), стала приносить нам пучки травы, - говорит Алла Александровна. - Мама поражалась: зачем? Но она возила и возила, хотя и жила не с нами. Траву делили на части и сушили. А ещё у бабушки был запас крупы, довоенный, много пачек. Родители подхихикивали: куда нам? А она говорила: это святое. Оказалось, не зря: в блокаду мама варила полстакана той крупы в день (вместе с травой) на всех. Это и спасло нам жизнь.

____Евдокия Ивановна, мама Аллы, устроилась санитаркой. Получала 250 граммов хлеба в сутки. Постоянно пропадала в госпитале, вырываясь покормить крошечную Танечку.

____- До сих пор помню: сестрёнка плачет в своей кроватке, а я боюсь подойти, - делится женщина. - Дома холодно и темно даже днём. Чтобы сохранить тепло, между рамами всё заваливали старыми пальто, одеялами. Оставляли только узкую полоску сверху.

____Час за часом, сутки за сутками - одна дома, слово сказать некому. И тут ей на помощь пришёл медвежонок. Эту игрушку подарил Аллочке отец, когда уходил на фронт. Плюшевый мишка стал её единственным товарищем.

____- Меня тогда мучила мысль: вдруг мама не вернётся? - признается Алла Александровна. - Горло перехватывало от ужаса. И однажды я услышала, как мишка говорит мне папиным голосом: «Ты же моя старшая дочка, выше нос!» Что это было - галлюцинации или от страха что-то случилось с мозгами, не знаю. Но ужас отступил, я почувствовала, что не одна.

Этот мишка помог Алле Александровне пережить блокаду. Фото - Мария Ананова
Этот мишка помог Алле Александровне пережить блокаду. Фото - Мария Ананова

Страх вернулся

 

____В 1942 году Юрковских эвакуировали в Сибирь, в одну из деревушек Красноярского края. А в школу Алла пошла уже в Ленинграде, когда вернулась в родной город.

____Её игрушечный мишка пережил блокаду. Замерзавшие люди жгли всё, что горело, - мебель, книги, а ему удалось уцелеть. Только вот встреча с хозяйкой получилась нерадостной.

____- Увидела - и снова нахлынул страх, - говорит она. - А моя сестрёнка Таня обеими руками вцепилась в игрушку. Других у неё не было.

____Их отец вернулся с войны живым - прошёл плен, фашистские лагеря, дважды бежал. В 46-м вся семья собралась вместе.

____Шли годы. Алла вернулась в Сибирь. Окончив авиационный институт в Москве, она 35 лет проработала в Красноярске-26 инженером-конструктором.

____- Только через 50 лет я снова нашла мишку, когда приехала в Ленинград попрощаться с мамой, - говорит Алла Юрковская. - Я передам его в музей боевой славы 95-й школы Железногорска. Моя дочь Вика была против: это же семейная реликвия. Но я решила: детям он важнее!

 

Автор статьи - Светлана Валиулина

Источник - сайт "Комсомольской Правды", исходная страница.

На этой странице сайта размещены материалы о мишках, опубликованные различными изданиями. Авторские права на материалы принадлежат соответствующим изданиям, публикуется с разрешения редакций.