Для копирования ссылки на сайт в сеть - просто нажмите на кнопку!

Обзоры выставок - продолжение...

Грустный ослик: "Ну почему я не мишка?"
Грустный ослик: "Ну почему я не мишка?"

Апрель 2016 года.

Выставка "MoscowFair".

Время: с 1 по 3 апреля.

Место: Москва, ТЦ "Тишинка".

 

Юбилейная, 10-я выставка-ярмарка кукол и мишек Тедди "MoscowFair" выдалась на славу, несмотря на затянувшийся экономический кризис. Уже с самого утра, перед открытием выставки, около касс в ТЦ "Тишинка" толпился народ, за билетами стояла длинная очередь. Многие пришли с детишками, ведь как раз школьные каникулы. Настроение у всех приподнятое, можно сказать праздничное, ведь не каждый день можно посетить такое красочное и разноплановое мероприятие. Организаторы же выставки постарались рационально спланировать пространство экспозиции, чтобы было легко ориентироваться. Мишки сконцентрировались, как обычно, в синем секторе. Согласно карте в каталоге выставки, в этом секторе расположились Ми-Ми-Мишная улица, Косолапый переулок, Плюшевая аллея, площадь Трех Медведей. Куклам был отведен красный сектор с Кукодельной улицей, Кукольным проездом, аллеей Цветочных Фей. В желтом секторе можно было пройтись по Сказочному переулку или заблудиться в Зачарованном лесу. Также на территории выставки, названной МишкаГРАД, расположились зоопарк, цирк, библиотека, оранжерея, шоколадная фабрика, кукольный театр, мастерская мишек и даже городской пляж. Это были, конечно-же стенды, стилизованные и оформленные в соответствии с концепциями. В целом - интересное и свежее решение.

Меня, как любителя мишек, в первую очередь привлек Музей старинных медведей, организованный в 2014 году Натальей Тимофеевой. Сейчас музей существует только в виртуальном пространстве, его страничка ВКонтакте. Очень интересно было поговорить с Натальей об истории музея, жаль только, что мишек в живую можно увидеть сейчас только на выставке, пока у музея нет своего помещения. Больше всего посетителей привлекал большой медведь со светящимися глазами (глаза светились не постоянно, а включались смотрителем музея только при большом скоплении зрителей). При детальном знакомстве это оказался мишка из США, 1908 года рождения. Такое "чудо природы" одна из девчушек назвала "паровоз".

Мишка производства США, 1908 год. Рост около 60 см.
Мишка производства США, 1908 год. Рост около 60 см.

Рядом с мишкой располагались несколько стеклянных витрин, в которых размещались медведи поменьше, о каждом смотрители музея рассказывали интересные истории. И подумалось, как было бы хорошо, если бы у нас в России открылся большой постоянный музей мишек Тедди, чтобы под его крышей собрать и старых мишек, коих сохранилось большое множество, и мишек новых, выпускаемых сегодня. И, конечно, в музее нашлось бы место мишкам авторским, уникальным! Но для такого проекта нужно единение нескольких человек, или даже "кружков" любителей мишек, ведь каждый собирает коллекцию медведей по своему направлению, разбирается именно в их тонкостях. Возможно, время для такого проекта настанет, найдется спонсор и вокруг него сплотятся энтузиасты. А пока перечислю здесь наиболее известные музеи мишек (информация о музеях приведена в каталоге выставки). Некоторые музеи на сегодня являются передвижными, их экспозиции можно увидеть на выставках или временно на территории других музеев:

И еще несколько фотографий с витринами старых мишек с выставки.

В остальном же, выставка была довольно обычной, и если коротко, в виде "апрельских тезисов", то порадовало:

  • Большая посещаемость выставки, даже в будний день утром (пятница) посетителей было много, как в метро в час "пик".
  • Покупательная способность - авторские работы не только смотрели, но и активно покупали, многие работы уже были забронированы до открытия.
  • Большое количество новых авторов и присутствие авторов уже известных.
  • Качество работ новых авторов, которое почти сравнялось (у многих!) с качеством работ опытных мастеров.
  • Полет фантазии всех без исключения участников, как в оформлении стендов, так и в самих работах.
  • Общее позитивное настроение и атмосфера оптимизма.

Проиллюстрировать всё это могут несколько фотографий авторских работ, имена авторов читайте под фото (для увеличения картинки нажмите на нее).

Нежный мишка
Нежный мишка

Март 2016 года.

Выставка "TeddyFun".

Время: со 2 по 6 марта.

Место: ЦВЗ Санкт-Петербургского Союза художников.

 

Очень небольшая, камерная выставка мишек, традиционная для Питера в марте... Для тех, кто знает залы в ЦВЗ, экспозиция расположилась в большом зале (с балконом по периметру), экспонаты заняли первый этаж зала. Шла на выставку, думая о том, насколько она будет насыщенной. Всё-таки на дворе кризис, мишек шьют, к сожалению, всё меньше, во всяком случае, это показывают выставки. В действительности экспонатов оказалось не много, но были среди них светлые, действительно весенние! Осматривая представленные работы, думала о том, что художники - самые чувствительные люди. А по другому не получилось бы произведения. Чтобы что-то передать нужно сначала что-то почувствовать. И, конечно, непростые реалии нашей жизни отражаются на мировосприятии настоящего художника.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки
Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Радует, что художники не опускают руки, остаются с нами в любые времена, при любых обстоятельствах. И пусть проскакивают в их работах мрачные ноты, без них не было бы общей мелодии, созвучия с настоящим моментом. Для творческих людей жить - значит творить, это как воздух, как дыхание. Спасибо тем, кто ищет и находит себя в искусстве, для кого это образ жизни! У таких художников можно многому научиться, например, оптимизму, стойкости, уверенности в своих силах.

Торжественная церемония открытия, в центре - организатор выствки Ольга Лахина
Торжественная церемония открытия, в центре - организатор выствки Ольга Лахина

На этой выставке оптимистической и одновременно лирической была торжественная церемония открытия, которая состоялась в первый день работы, ближе к вечеру. Теплые слова сказали организатор выставки Ольга Лахина и участники, представившие свои проекты.

Ольга Лахина с керамическим мишкой
Ольга Лахина с керамическим мишкой

От выступлений сердце наполнилось весенним настроением и надеждой. Ольга представила мишку (на фото), который должен стать первым памятником мишке Тедди в Санкт-Петербурге. Стало немного грустно, что мишка-памятник, захотелось подержать в руках настоящего пушистого и теплого Тедди... Но сейчас действительно не хватает именно просветительской работы, еще мало людей знают у нас об авторских мишках, постоянно путая их с игрушечными плюшевыми медвежатами массового производства. Возможно, что этот керамический медведь станет первым звеном в цепи познания. Также радует, что на выставку приезжала съемочная бригада с 5-го канала (Санкт-Петербург), снимали репортаж и брали интервью у организаторов. Ролик показали несколько раз на следующий день в программе "Доброе утро".

Мишка Тедди - первый памятник в Питере
Мишка Тедди - первый памятник в Питере

О проектах в рамках выставки. Их было немного и они не отличались большими масштабами, поэтому писать о них подробно не буду. Хочу напомнить, что сама выставка задумана как "форсайт-проект". Готовя такой проект, его организаторы не знают, что в итоге получится, это эксперимент от начала до конца... Художники тоже принимают участие в эксперименте, из их работ, как из мозаики, складывается общая экспозиция. Потому "TeddyFun" всегда непредсказуема. Внизу на фото - работы мастеров, представленные на выставке.

Выставка "TeddyFun", март 2016 года
Выставка "TeddyFun", март 2016 года
Светлана Алексеева "Фредерик с утра"
Светлана Алексеева "Фредерик с утра"

Март 2015 года.

Выставка "TeddyFun".

Время: с 4 по 9 марта.

Место: ЦВЗ Санкт-Петербургского Союза Художников.

 

Выставка "TeddyFun", что в переводе означает "Мишкины Забавы", проходила в этом году в Санкт-Петербурге в пятый раз. Эта выставка под девизом "самая нежная" всегда приходит в наш город в марте, символизируя начало Весны. И готовясь к ее посещению, мне всегда хочется чего-то действительно весенне-нежного, свежего и светлого. Но в этот раз просмотр экспозиции натолкнул меня скорее на философские мысли, нежели на созерцание и отдых. Начну с того, что на выставке я была два раза, в первый и в последний дни ее работы. Почему так поучилось? Не потому, что мне очень понравилось то, что я увидела, а потому, что в первый раз я не сфотографировала то, что нужно было для этого обзора. Вернее, я сфотографировала совсем не те экспонаты, а когда стала разбирать фото, поняла, что писать просто не о чем. Вот тогда и поехала на выставку во второй раз.

За три часа до закрытия выставки все экспонаты были на своих местах, как и при открытии. Наверное, это нужно списать на низкую покупательную способность нашего населения. Очень хочется думать именно так, а может быть мишки поедут еще куда-то дальше, чтобы в полном составе представить основные проекты. Да, о проектах! Их в экспозиции было несколько. Самый большой назывался "Мишка не с той ноги", его представляли Эстонский Teddy-Karu клуб и Таллиннская студия 14.

Мишка Пирета Милдеберга и анонс проекта "Мишка не с той ноги"
Мишка Пирета Милдеберга и анонс проекта "Мишка не с той ноги"

Вот что пишут авторы о своем проекте (текст на фото сверху): "Основная тема проекта - приглашение попробовать увидеть Тедди с новой стороны, обращаясь к дизайну. В свое время Этторе Соттсасс стал создавать объекты в дизайне, что радикально выходило за рамки функционализма, и открывало новую дорогу дизайна в искусство. Так и сейчас мы пробуем, опираясь на раскрытые новые идеи, найти интересные решения в "плюшевой традиционной задаче".

Мишка Мариса Ааре
Мишка Мариса Ааре

Очень захотелось разобраться в этом хитроумном посыле, и вот что нашлось в Википедии: "Этторе Соттсасс (14 сентября 1917 - 31 декабря 2007) — известный итальянский архитектор и дизайнер. Занимался дизайном мебели, ювелирных украшений, стеклянных изделий, светильников и офисного оборудования. Соттсасс получил известность как промышленный дизайнер, работавший, в частности, на такую известную компанию, как "Olivetti"; как скульптор, фотограф и основатель дизайнерского объединения "Группа Мемфис".

Философия Соттсасса состояла в том, что всё нас окружающее должно будоражить и вызывать яркие эмоции, что сильная реакция, пусть и отрицательная, лучше, чем никакая".

Обратите внимание на последнюю фразу, как раз в ней, похоже и скрывается смысл представленного нам проекта "Мишка не с той ноги". Главное - ошарашить зрителя, выбить из него эмоцию, пусть даже не очень позитивную, или совсем уж отрицательную. Главное, чтобы запомнилось, хоть что-то и хоть чем-то. Кстати, если Вы найдете в сети фотографии работ самого Соттсасса, то увидите, что они на самом деле довольно гармоничны и только слегка эпатажны (для нашего времени).

Сальвадор Дали (слева) и его диван "Губы"
Сальвадор Дали (слева) и его диван "Губы"

Если же вернуться к понятию дизайна, то оно в большей степени относится именно к функциональным вещам: архитектуре, автомобилестроению, созданию мебели и интерьеров, посуды и аксессуаров, и другим прикладным предметам. "Дизайн в искусстве" это как масло масляное. Дизайн это и есть искусство, одна из его ветвей: из традиционного, классического предмета дизайнер, применяя художественные приемы, создает произведение искусства, и предмет одновременно не утрачивает своих функциональных свойств. Помните знаменитый диван "Губы" Сальвадора Дали? 

Мишки Тедди по природе своей не функциональны, но все-же и они попали под дизайн-раздачу, превратившись в полигон для испытаний фантазии художников и нервов зрителей. Давайте посмотрим работы авторов из проекта "Мишка не с той ноги", имя автора подписано под фото.

Глядя на экспонаты проекта, я каждый раз радовалась, когда удавалось узнать в экспонате черты так знакомого мишки. А после выставки вспомнился почему-то основной вопрос философии, который звучит так: "Что первично: материя или сознание?" Действительно, как получается, что медвежонок - предмет нашей любви, которая тянется еще из детства, превращается в сознании художника в угрюмого монстра? Что художник хотел этим сказать? Может быть было мало любви в детстве, или сейчас ее стало намного меньше? Или мир стал настолько враждебен, что подсознание ищет защиты, потакая агрессивному миру? На эти вопросы каждый ответит сам. 

Татьяна Зозуля, "Девочка-МишкА"
Татьяна Зозуля, "Девочка-МишкА"

А как же основной вопрос философии? Ответ на него будут искать еще долго, и, возможно, найдут. Что же касается текущего момента, то ответ очевиден: сознание изменяет материю, а материя изменяет сознание. Это замкнутый круг. Так, когда-то Рихард Штайф создал первого мишку Тедди по образу и подобию природного медведя, этого мишку признали классическим. Потом художники, изменяя классическую выкройку, стали шить авторских мишек. Другие художники, глядя на авторских медведей решили, почему бы не шагнуть еще дальше? Они назвали это дизайнерским решением... И вот уже самого мишку в этом решении узнать почти невозможно. Круговорот "сознание - материя" очевиден. Также несомненно и то, что нам всем нужно задуматься, куда нас приведет такой авангардизм? Уже сейчас малыш, рассматривая игрушки, делает выбор в пользу монстра из мультфильма и недоуменно смотрит на плюшевого медведя, которого предлагает ему мама. Пройдет еще немного времени, и когда такого ребенка спросят, нравятся ли ему плюшевые мишки, он ответит: "Это те самые уродцы, которых я видел на выставке?" Так, "материя", увиденная на выставке, изменяет сознание маленького человека...

Может быть художникам стоит придумать для экспериментов другое поприще, и оставить в покое такой известный и раскрученный бренд как мишки Тедди? Но, на это, похоже, нет ни сил, ни фантазии, только и остается, что цепляться за хвост уходящего (от них) поезда под названием Теддизм, преподнося это как "интересное решение в традиционной плюшевой задаче".

Дизайнерский диванчик от Татьяны Зозули
Дизайнерский диванчик от Татьяны Зозули

Но, наверное, достаточно философии. Давайте просто посмотрим оставшиеся работы, их немного (названия работ и имена авторов читайте под фото).

"Мишки-подснежники", автор - Кристина Васса
"Мишки-подснежники", автор - Кристина Васса

Более классические мишки были представлены на стенде московской Кукольной галереи "Вахтановъ", вот общий вид стенда галереи и несколько фотографий работ со стенда:

Общий вид стенда Кукольной галереи "Вахтановъ"
Общий вид стенда Кукольной галереи "Вахтановъ"

Отдельными вкраплениями в экспозиции выставки были представлены авторские работы с присутствием самих авторов. Работы размещались на столиках и этажерках, стенды не были предусмотрены. Больше всего запомнились авторские игрушки Юлии Аладьиной (г. Харьков):

Ольга Задорожная представила проект из двух мишек под названием "Ежевика", разгадать задумку автора я не смогла, но в целом мишки выглядели не очень эстетично.

Проект "Ежевика", автор - Ольга Задорожная
Проект "Ежевика", автор - Ольга Задорожная

Еще запомнился проект под названием "Мишки" Ирины Ванеевой. Суть проекта состоит в том, чтобы показать, как мишку путешествуют по миру. На большой карте приколоты фотографии мишек на фоне достопримечательностей городов.

Карта мира с фотографиями мишек
Карта мира с фотографиями мишек

Вот такая неоднозначная и разноплановая выставка... Как говорится, есть о чем написать и о чем подумать. Но мне все-же больше по душе медведи, близкие к классической форме, ведь именно они завоевали сердца миллионов людей и продолжают пробуждать в нас любовь и нежность. А в дальнейшем очень хочется придти на выставку, где ребенку не нужно будет объяснять, почему у мишки шесть лап и нос Буратино, и что это там у медведя внизу животика...

Но может быть, я ошибаюсь, ведь возрастной ценз был поставлен 6+, значит уже в 7 лет ребенок должен сам ориентироваться во всех перипетиях "дизайна в искусстве" и знать все подробности анатомии мишкиного тела!

Алексей Кирьянов "Из жизни мишек"
Алексей Кирьянов "Из жизни мишек"
Плакат выставки
Плакат выставки

Январь 2015 года.

Выставка "Happy New Bear".

Время: с 22.12.14 по 31.01.15.

Место: ТК "Владимирский Пассаж"

 

Дорогие друзья! В выставочном пространстве Санкт-Петербурга появилась новая выставка, о чем я и рада Вам сообщить. Это выставка-ярмарка новогодних и Рождественских подарков, которая называется "Happy New Bear". На 4-м этаже торгового комплекса "Владимирский Пассаж" (станция метро Достоевская) в большом светлом зале расположились стенды с авторскими работами. Здесь Вы можете увидеть мишек, кукол, тильд, множество сувениров. И всё это можно внимательно рассмотреть, взяв в руки. А приветливые продавцы расскажут Вам о каждой авторской игрушке и дадут советы по подбору подарков. Все экспонаты выставки можно купить, о чем собственно и написано на плакате: это выставка-ярмарка. Выбрать свою любимую игрушку легко: нужно медленно пройти вдоль стендов и внимательно присмотреться, кто-то из представителей авторского творчества обязательно попросится к Вам в руки... Ну, а там дело за малым: несколько взаимных улыбок, и пушистое счастье уже у Вас в кармане (или в сумочке). Так что не упустите случай найти свою любимую авторскую игрушку, которая непременно принесет Вам удачу в Новом году!

Спасибо всем авторам и организаторам выставки! Надеюсь, что она станет доброй новогодней традицией для нашего города. Несколько фото.

Общий вид выставочного зала
Общий вид выставочного зала
Рождественский Ангел
Рождественский Ангел
"Золотой фонарик" Галины Чувиляевой
"Золотой фонарик" Галины Чувиляевой

Декабрь 2014 года.

Выставка "Время Кукол №14".

Время: с 17 по 21 декабря.

Место: Санкт-Петербург,

ЦВЗ Союза Художников.

 

Дорогие друзья! Сегодня, 21 декабря, в 23.03 по московскому времени наступит день зимнего солнцестояния: самый короткий световой день в году и самая длинная ночь. Например, в Питере долгота дня составить всего 5 часов 54 минуты. После этого световой день будет удлиняться. По сути, это поворотный момент на весну, хотя впереди еще несколько зимних месяцев. Думаю, что это оптимистическое событие для всех нас, оно вселяет надежду и веру в светлое будущее, так необходимые нам сейчас.  Мысли эти возникли у меня после посещения выставки "Время Кукол №14".

Работы Инны Деевой
Работы Инны Деевой

Кризисные явления в нашей экономике, начавшиеся в ноябре-декабре, существенно повлияли на результаты творческих выставок. В интернете была информация о декабрьских московских выставках "Хелло, Тедди!" и "Искусство куклы", покупательский спрос на которых не оправдал ожиданий мастеров. Посетителей на выставках было намного меньше, чем в начале этого года. Те же, кто приходил, в основном смотрели на работы, без намерения их приобрести. И это при том, что предновогодние выставки всегда отличались максимальными продажами, народ покупал подарки к Новому Году. Похоже, что для создателей авторских игрушек настают непростые времена. 

Работа Елены Гокоевой-Гольской
Работа Елены Гокоевой-Гольской

Если обратиться к экономической теории, то мы увидим, что существует деление товаров на товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Проще начать с объяснения, что такое товары неэластичного спроса – это товары, которые покупатель будет приобретать при любых негативных экономических изменениях на рынке (рост цен, уменьшение реального дохода). К товарам неэластичного спроса относятся товары, которые невозможно заменить, или товары первой необходимости, это, например, хлеб, соль, простые продукты питания, простая одежда, электроэнергия, водоснабжение. Понятно, что без перечисленного мы не сможем обойтись, поэтому при ухудшении экономической ситуации покупатель будет тратить деньги в первую очередь на эти необходимые для него товары, а затем уже на всё остальное. Товары эластичного спроса – это товары, от которых можно отказаться или заменить их другими товарами, спрос на них колеблется в зависимости от экономической обстановки. К таким товарам относятся предметы роскоши, украшения, дорогие машины, дорогая мебель, дорогие путевки. И дорогие авторские игрушки, к сожалению, тоже. В ухудшающейся экономической обстановке человек будет более серьезно относиться к своим тратам, "прижимать" деньги, экономя их для самого необходимого, так как цены на товары растут непредсказуемо. У многих появляется вопрос: а как будет дальше, что нас ждет после повышения цен, насколько понизится моя покупательная способность, ведь номинально зарплаты не растут, а цены повышаются. Так вот, такая обстановка отразилась и на выставках.

Куклы-Кугель Переверзевой Анастасии
Куклы-Кугель Переверзевой Анастасии

Если говорить о выставке "Время кукол №14", то всю объективную картину, очевидно, знают сами мастера, которые были на стендах на протяжении пяти дней. Я же могу поделиться только своими впечатлениями. Первое, что заметно бросилось в глаза – отсутствие на выставке многих авторов, которые раньше участвовали в таких выставках постоянно. Не буду писать имена, но пять-шесть авторов-теддистов свои работы в этот раз не выставляли. Второй момент – на стендах было меньше масштабных, а следовательно, и более дорогостоящих работ. Авторы ушли в небольшую сувенирную продукцию, цены на которую не так высоки. И третье – посещаемость была намного ниже, чем обычно. Я была на выставке вечером в будний день, после работы. На предыдущих выставках в это время в залах было более оживленно: приезжали покупатели и коллекционеры посмотреть и купить работы, так как стенды еще полные и есть выбор.

Работы Ларисы Никулиной
Работы Ларисы Никулиной

И возникает вопрос: что же делать мастерам в такой ситуации? Наверное, нужно тоже учесть изменения в экономической обстановке и постараться под них подстроиться. Это касается, в первую очередь, тех авторов, для которых создание авторских игрушек является основным занятием и источником дохода. Они наиболее остро могут ощутить на себе негативные изменения в экономике. Тем, кто занимается авторской игрушкой, как хобби, можно на время отложить новые проекты, подождать и оценить ситуацию в динамике, то есть попросту переждать. Но я думаю, что по-настоящему творческие люди, которым создание авторских игрушек приносит истинную радость, не смогут "зачехлить" свои иголки, и будут продолжать создавать в любой обстановке. Тогда встает второй вопрос – в каком направлении создавать. Ретроспектива показывает, что если спрос на авторские игрушки хоть небольшой, но остается, то покупают в первую очередь работы безупречного качества и с позитивными образами. Дело в том, что в трудные времена человек интуитивно тянется к светлому, к Свету. Это происходит на подсознательном уровне, можно назвать это законом равновесия, или гармонии. В кризисы люди больше посещают храмы, начинают слушать классическую музыку и возвращаются к классическим книгам. Душа ищет отдохновения от внешних тягот. Поэтому кризисы всегда становятся временем духовного очищения и обновления людей, в этом и проявляется их позитивная составляющая.

Работа Инны Деевой
Работа Инны Деевой

Авторы любых художественных произведений всегда закладывают в свои работы частицу энергии, и от задумки автора зависит, какой эта частица будет – светлой или темной. Зритель же, или слушатель также всегда точно определит посыл автора и поставит работе плюс или минус. Поэтому тянитесь к Свету, приобщайтесь к нему, и люди это непременно оценят! Если же вернуться к обзору выставки, то могу сказать, что светлых работ я увидела намного меньше, чем темных. И если в мишках это уловить сложно (мишки сами по себе настолько позитивны, что вложить в них негативную составляющую не просто), то в куклах это проявилось часто. На некоторые экспонаты было просто неприятно смотреть, а о том, чтобы взять их в руки, не было и  речи. Не думаю, что такие авторские работы продвигают вперед саму идею авторской игрушки, но к сожалению, сейчас это реальность. Поэтому в этот раз я фотографировала мало и только позитивные работы, выставляю здесь несколько фотографий.

Из авторов-теддистов мне особенно запомнились работы Елены Даниловой, у нее был стенд только с мишками, интересно и со вкусом оформленный. Вот ее работы.

Мишка Елены Даниловой
Мишка Елены Даниловой
Мишка Тани Голованевской
Мишка Тани Голованевской

Май 2014 года.
Выставка "Время Кукол №13".
Время: с 28 мая по 1 июня.
Место: Санкт-Петербург,

ЦВЗ Союза Художников.

 

Лирическое время Белых ночей… Его воспевали в стихах и в прозе великие поэты и писатели. Помните, как у Пушкина в "Медном всаднике":

 

"И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса".


Именно в такое время, ежегодно летом, в Санкт-Петербурге встречаются создатели и любители кукол и мишек на своей выставке. Выставка "Время кукол" стала уже доброй традицией для нашего города. И, если зимняя выставка, проходящая в декабре, напоминает праздничную предновогоднюю ярмарку, то летняя носит скорее созерцательный характер. К началу июня город наполняется туристами, а горожане наоборот, спешат за город, на дачи. Но в первые выставочные дни экспозицию обязательно посещают коллекционеры и настоящие любители – фанаты авторских игрушек. Так было и в этот раз. Несмотря на сильный циклон, который завис над Питером в конце мая, заливая город дождями, выставка собрала немало посетителей. По своему опыту знаю, что лучше всего приходить в выставочные залы в первый день. Все работы еще на стендах. Даже если Вы не собираетесь ничего покупать, можно все рассмотреть, сфотографировать, пообщаться с авторами.

Мишка Лидии Лисс
Мишка Лидии Лисс

Общение это необъемлемая часть нашей жизни, и чем радостнее и плодотворнее оно, тем быстрее течет жизненная энергия, больше опыта мы отдаем и получаем. А кукольники и мишкоделы всегда общаются с удовольствием, ведь они творческие люди, им есть чем поделиться и в плане создания авторских игрушек и в плане душевного опыта. Я была очень рада увидеть на выставке хорошо знакомых мне авторов с их новыми работами и посмотреть работы новичков, которые выставляются впервые, но уже с отличными результатами. В целом, от увиденных работ у меня сложилось лирическое настроение: подавляющее их большинство несет в мир позитивную энергию любви и добра, иногда с небольшой грустинкой. Давайте всмотримся в работы мастеров и почувствуем, что они хотели передать нам? Художник вкладывает в свое произведение частицу себя, и от него зависит, насколько эта частица будет светлой и искренней. Делитесь теплом своего сердца, и Вы увидите, как распускаются посаженные Вами ростки в сердцах других людей.

Мишка Ольги Воропаевой
Мишка Ольги Воропаевой

Апрель 2014.

Выставка "Moscow Fair".

Время - с 3 по 6 апреля.

Место: Москва, ТЦ "Тишинка".

 

Дорогие друзья! Состоялся очередной праздник любителей и создателей мишек и кукол: в Москве прошла 8-я выставка "Moscow Fair". Мне посчастливилось побывать на ней в первый день работы, 3-го апреля. В этот раз я приехала к самому открытию, чтобы посмотреть стенды, еще полные работ, и оказалась совершенно права! Теперь я понимаю, почему выставка "Хелло, Тедди", проходившая в декабре 2013 года, мне не понравилась. Просто я поздно приехала – только лишь на третий день, в субботу. Специфика московских выставок в том, что на них быстро раскупают все хорошие работы, буквально в первый же день, даже в его начале. Похоже, что все заинтересованные лица, т.е. коллекционеры и владельцы художественных галерей, посещают выставку к открытию. Тогда еще можно застать полные стенды, хотя на многих из них работы были уже забронированы. Как я поняла, бронирование работ происходит еще до выставки. Потенциальный покупатель находит работу в Интернете, смотрит, приценивается, и при желании посмотреть ее поближе, пишет автору. Автор бронирует работу, покупатель подъезжает на стенд. Там происходит общение и детальный осмотр работы. Если всё понравилось, совершается сделка, если нет – работа поступает в свободную продажу. Можно также внести задаток, тогда работа точно не будет продана и дождется своего счастливого владельца.

Лисички Ольги Воропаевой
Лисички Ольги Воропаевой

Так что в этот раз я насладилась выставкой в полной мере. Удалось посмотреть работы известных мастеров, подержать мишек в руках. Кстати, в этот раз мишки участвовали на выставке наравне с куклами, что было очень приятной новостью. Чаще куклы превалируют над мишками, хотя это может быть по той простой причине, что мишек раскупают быстрее. Вот и сейчас, народ активно сновал между стендами, смотрел, оценивал, и – покупал! Этот процесс не менее захватывает, чем сам просмотр работ. Я имею в виду процесс наблюдения за тем, как народ выбирает работы, на что обращает внимание, и главное – что именно покупают чаще всего. И я решила, что сделаю не традиционный обзор выставки с кучей фотографий, а напишу о моих наблюдениях за тем, как авторы продают свои работы, о приемах, способах и "фишках", которые я подметила. Может быть, кому-то эти наблюдения пригодятся для подготовки к своей авторской выставке. А фотографий размещу только несколько – тех работ, которые мне больше всего понравились.

Мишка Веры Власовой
Мишка Веры Власовой

Начнем с самого объемного вопроса – со стенда. Многие считают, что качество оформления стенда на выставке имеет очень большое значение для продажи работ. Похоже, что это не совсем так. Да, вид стенда и его дизайнерское решение, конечно, влияют на зрителя. К красочному стенду покупатель подойдет быстрее. Но, если на стенде нет качественных работ, он также быстро от стенда отойдет. Будет отмечено: "какой оригинальный стенд!", но работу не купят. Но и совсем без оформления стенда тоже невозможно, выставка, всё-таки! Есть "золотая середина": стенд должен быть оформлен не ярко и не броско, лучше всего в тематике и стиле самих мишек. Вид стенда не должен доминировать над работами, оттягивать внимание на себя. Опытные участники выставок используют для оформления стендов материалы пастельных тонов, чтобы работы гармонично смотрелись на их фоне. Иногда стены стенда украшают картинками, открытками, плакатами. На полках с игрушками размещают дополнительные предметы – букеты, кубики, лампы и т.п. Такие дополнения могут хорошо сочетаться с работами, но их не должно быть очень много. Здесь действует правило: лучше недосолить, чем пересолить. Кстати, на некоторых стендах подсветка просто необходима, потому что работы в потемках (если стенд расположен в неудачном месте)  не видно. В общем, стенд в идеале является как бы продолжением идеи автора, заложенной в коллекцию выставляемых мишек, дополняет и оттеняет ее. 

Мишки на стенде Веры Власовой
Мишки на стенде Веры Власовой

Кстати, есть интересные примеры, когда авторы успешно продают свои работы вообще без стенда. У нас в Питере на выставках я видела одну художницу-кукольника, которая приходила с большим старым чемоданом. Она арендовала только маленький столик и стул. Ставила чемодан на столик, открывала крышку, и всё – рабочее место готово! В чемодане были рассажены и закреплены на резиночках куклы, причем, не только в большом пространстве чемодана, но и на крышке. Между куклами она закрепляла старинные открытки, которые тоже продавала. Смотрелось это всё классно, посетители были в восторге! Чемодан выглядел волшебным сказочным сундуком. У этого автора работы отлично покупали, а кто не мог купить куклу, покупал открытку – на счастье, из волшебного чемодана. Вечером художница просто закрывала свой чемоданчик и уносила его домой за новым пополнением работ.

Белочка Анны Волковой
Белочка Анны Волковой

О фризах. Фриз – это надпись над стендом. Надписи участники выставки заказывают заранее, когда заполняют заявку на участие и вносят арендную плату за место. Как правило, организаторы ограничивают участников в количестве букв в надписи на фризе. Все фризы изготавливаются централизованно, в одном стиле. Так вот, если Вы решили принять участие в выставке – продумайте свою надпись. Как правило, авторы, которые серьезно занимаются созданием медведей, помещают на фризе свое имя. Имя автора – это его знак качества, который он "ставит" на своем медведе. Часто коллекционеры следят именно за новыми работами конкретных авторов и нацеливаются на них. Поэтому стенды лучше всего делать личными, авторскими. Если Вы арендуете стенд пополам с другим автором, лучше тоже написать на фризе имена, или хотя бы фамилии. Стенды с такими названиями, как например: "Любимый мишка", "Косолапое счастье" и т.п., безусловно, красиво названы, но не несут в народ никакой информации об авторе мишек, что снижает (в глазах покупателей) ценность работ на стенде. Имя автора очень хорошо смотрится и на табличке около работ. Такой опыт наши мастера почерпнули из-за границы, там это принято за правило. И понятно почему: если посетитель выставки фотографирует Вашу работу, в объектив попадает и табличка с Вашим именем. Значит, работа будет точно "подписана", имени автора не забудут!

Работы на стенде Анны Волковой
Работы на стенде Анны Волковой

Интересный вопрос: в каком месте разместить стенд, вернее, какое место на выставке забронировать? Наблюдения показывают, что лучше всего бронировать стенд в середине ряда, а не сбоку и не на проходе (повороте). Например, в "Т-модуле" на Тишинке, где проходила выставка, проходы между рядами стендов довольно узкие. В конце ряда, на повороте, при большом скоплении народа просто не протолкнуться. Там около стендов народ не задерживается по простой причине: снесут, особенно в часы наибольшего посещения. На таких стендах работы смотрят меньше. В середине ряда спокойнее и просторнее. И еще, при выборе места лучше уточнить у организаторов, в каком месте на выставке планируется скопление стендов с мишками. В "Т-модуле" это, как правило, синий сектор. Организаторы стараются размещать участников рационально, создавая максимум удобства для посетителей. Ведь ясно, что тот, кто коллекционирует мишек, навряд ли пойдет смотреть кукол – реборнов, и наоборот. Так что лучше сразу попасть в свою компанию.

Мишка Алёны Кудашовой
Мишка Алёны Кудашовой

Теперь немного о рассадке медведей на стенде. На выставке попадались стенды, на которых мишки сидели плотными рядами, чуть ли не друг у друга на голове. Часто это бывали общие стенды нескольких авторов. Конечно, можно понять: экономия в деньгах, максимальное использование пространства. Но, зрителю – потенциальному покупателю на таких стендах тяжело сориентироваться. Он визуально не может отделить одну работу от другой, они превращаются для него в мешанину. Ну до выбора ли здесь? Самый лучший вариант – такой стенд проскочить. Ведь на выставке около 500 участников, все работы всё равно подробно не увидишь, рассматривать всё в подряд – голова закружится. Вот и думает покупатель: "Пойду я лучше дальше, там будет понятнее и проще…". И идет к другому стенду, где работы размещены отдельно друг от друга, свободно, на расстоянии. Их можно хорошо рассмотреть, на них глаз отдыхает, даже кажется, что воздуха здесь больше, легче дышать. У такого стенда посетитель может и постоять, полюбоваться, и в итоге что-нибудь купит. Кстати, на таких вот просторных стендах работы смотрятся более ценными. Если мишек, так заботливо и красиво рассадили, значит каждый из них – уникален, нужно прицениться и купить! Это работает. Хотя, безусловно, и на коллективных стендах есть отличные работы, но просто их сложнее увидеть. 

Собачки Алёны Кудашовой
Собачки Алёны Кудашовой

Хорошим дополнением к мишкам на стенде являются небольшие сувениры, которые посетитель выставки может унести с собой на память. Не все приходят на выставку с твердым намерением купить авторского медведя. Есть просто посетители, зашедшие посмотреть, поинтересоваться… Очень вероятно, что кому-то понравятся именно Ваши мишки, но купить их прямо здесь и сейчас посетитель не может. Тогда, чтобы запомнить автора и обдумать будущую покупку, подойдет маленький недорогой сувенир – значок, магнит, закладка, открытка, календарик. Пусть этот небольшой предмет будет часто на виду, это хороший рекламный ход на долгое время. И обязательно запаситесь визитками и флаерами, чтобы раздавать их всем желающим. На визитках лучше написать адрес своего сайта или другого ресурса в Интернете, адрес электронной почты, некоторые авторы пишут и номер своего телефона.

Мишки Анастасии Купцовой
Мишки Анастасии Купцовой

Вот, пожалуй, мои основные наблюдения. Думаю, что такие приемы и правила, нажитые опытом, можно использовать в своей практике. Если все же Ваших мишек пока не покупают, посмотрите внимательно на их качество. Все эти "фишки" работают в том случае, если у Вас действительно качественные и высокохудожественные медведи. Покупателя можно "приманить" к стенду, заставить обратить на него внимание, даже временно удержать рядом, но заставить его купить мишку невозможно. Это решает только сам покупатель. И он будет очень внимательно смотреть сначала на образ (идею, посыл, характер) медведя, потом на качество исполнения (включая качество материалов, швов, одежды, отделки, аксессуаров и прочего) и потом на цену. При совпадении всех этих факторов работу, как правило, покупают. Известным мастерам продавать мишек проще потому, что их мишки действительно качественные (пусть не обижаются новички, но это приходит только с опытом). А у самых-самых известных мастеров есть еще и свой стиль, почерк. У кого-то это особенная выкройка мишки; у кого-то способ оформления глаз, носа, рта; кто-то специализируется на костюмированных медведях; кто-то на вышитых и т.д. Если Ваших медведей узнают среди прочих и говорят: "это мишка такого-то автора", считайте, что Вы выросли в настоящего Художника! Так что пробуйте, ищите свой стиль, свою "изюминку", работайте над образом мишки и качеством исполнения, и удача обязательно придет к Вам!

И еще одна авторская "фишечка" - запах как дополнение к образу мишки. Своего медвежонка на выставке я в этот раз нашла именно по запаху. Конечно, я не сразу его "унюхала", но когда поняла, что понравившийся мне медведь еще и пахнет корицей, не смогла устоять! Автор мишки – Наташа Турыгина. Медведь выполнен с большой теплотой и пониманием дела. Оригинальная выкройка сразу привлекает внимание к мишке: он кажется расслабленным, чуть толстоватым, даже грузным, спокойным и уютным. Когда берешь мишку в руки, все эти впечатления усиливаются. Медвежонок действительно, как живой, тяжеленький и приятный на ощупь. Наташа рассказала, что набивает своих медведей только опилками с добавлением большого количества металлического гранулята. И конечно, мордочка – чуть грустная, мечтательная. Глазки у мишки выполнены из старых обувных кнопок. У этого автора, несомненно, есть свой стиль и почерк, и это замечают любители мишек. Я забронировала медвежонка почти в начале выставки, потом походила по стендам часа два, а когда вернулась его выкупить, то оказалось, что уже несколько медведей Наташи распроданы. Так что можно сказать, успела вовремя. Спасибо автору за тепло и любовь, отраженные в этом замечательном мишке! 

Уже после выставки мы списались по почте с Наташей, и она дала интервью нашему сайту. Интервью можно прочитать здесь.

Когда я садилась в "Сансан", чтобы вернуться в Питер, на контроле мой багаж просветили и заподозрили что-то неладное. Девушка-контролер не поняла, что это за странный предмет, в котором много металла? Пришлось доставать миху из сумки и предъявлять во всей красе. И тут сила искусства взяла верх над обыденной суетой: девушка пришла в восторг от медведя, даже на время забыла о своем рентгене. Лицо у нее просветлело и стало счастливым. Мы с михой пошли садиться в поезд, а девушка продолжила свой рабочий день, но уже в совсем другом, приподнятом, настроении :)

Мишка Анны Давиденко
Мишка Анны Давиденко

Март 2014.

Выставка "TeddyFun".

Время - с 5 по 9 марта.

Место: Санкт-Петербург,

ЦВЗ Союза Художников.

 

Выставка "TeddyFun" ("Забавные медвежата") стала уже традиционной для Питера. Обычно выставка проходит в начале марта, перед Международным женским днем, под слоганом "самая нежная выставка". В этот раз экспозиция выставки расположилась на первом этаже большого зала, в центре которого и разместились арт-проекты. По бокам зала, в галереях, выставили свои работы несколько художников на индивидуальных стендах, также был общий стенд с работами проекта "Кукла года".

Идея всех выставок "TeddyFun" состоит в нетривиальном подходе к осознанию мишек Тедди в нашей жизни. Организаторы выставки представляют ее зрителю как форсайт-проект. Вот что они пишут в каталоге выставки: "Форсайт-проект это не просто выставка, это прогнозирование и поиск концепций, которых никогда не было и которые рождаются в процессе творчества, на глазах у зрителя, тем самым формируя новую платформу Тедди-пространства. Форсайт - это планирование будущего своими руками". Поэтому на этой выставке Вы редко увидите классических мишек, выполненных по старым канонам. С позиции форсайт-проекта, это уже пройденный этап, освоенный и усвоенный, много раз воспроизведенный, и, возможно, слегка заезженный. Нужно идти дальше. 

Бесспорно, в этом самом движении и состоит сама Жизнь. Появляются новые течения в искусстве, новые материалы, новые приемы и художественные решения. Самые массово-воспринимаемые из этих течений набирают популярность, начинают развиваться более интенсивно, входят в нашу повседневность, и в итоге - становятся классикой. Круг замыкается. Когда-то художники-импрессионисты считались авангардистами, и не очень благосклонно воспринимались критикой. А теперь мы видим их произведения на сервизах, сумочках и зонтах. Вопрос только в том, кто насколько продвинется вперед и завоюет популярность. Но, ближе к теме.

Так как сама выставка состояла из арт-проектов, то кратко о них. Самым интересным и запоминающимся, на мой взгляд, стал проект Светланы и Марии Заброцких из Калининграда. На шахматной доске расположились мишки и зайцы в образе шахматных фигур. Название проекта - "Про шахматы, шоколад и всё остальное". Игра - как способ показать себя и преуспеть, выиграть. Игра - как средство развлечься и расслабиться, получив удовольствие. Как, впрочем и от шоколада :) Так что просто смотрим фото забавных, милых и сладких:

Значительную часть выставочного пространства занял проект "Мишка Teddy, Композиция №..." авторов Мариса Ааре, Эвелин Вассар и Сирье Раудсеппа. В этом проекте у каждого мишки свой характер, предварительно заданный, заказанный мастеру. Здесь каждый мишка - это сочинение на тему. Но сочинение не на бумаге, а трехмерное и в цвете. Суть - создать медведя по мотивам произведений знаменитых художников, причем так, чтобы этот самый художник в медведе легко угадывался. Насколько это удалось - судить зрителю. Имена авторов мишек и художников - вдохновителей внизу под фото:

Совсем небольшой, но исторически-масштабный проект сложился у Андрея Никитинских. Он создал мишек, с помощью которых осуществил реконструкцию старой фотографии под названием "Обед на вершине небоскреба". Этот знаменитый снимок был сделан в 1932 году, во время строительства "Рокфеллер-центра" в Нью-Йорке. Автор фотографии Чарльз Эббетс запечатлел рабочих, которые, как воробьи, уселись на длинной перекладине на головокружительной высоте. Внизу под ними простирается Нью-Йорк. На реконструкции роль рабочих исполнили мишки и один заяц:

Необычных мишек представила Анна Давиденко (Таллинн). У нее был стенд-горка, расположенный в центре зала. По всей окружности стенда расселись мишки и зайцы, выполненные в виде брошек.

Мишки - камешки. Анна Давиденко, по мотивам Пабло Пикассо
Мишки - камешки. Анна Давиденко, по мотивам Пабло Пикассо

Изюминкой выставки стал мишка Джеммы Кадж (Москва). Это медведь "Нотон", первый из коллекции "Рентген революшн": Медведь без права на ошибку. Мишка выполнен из прозрачной клеенки, набит древесной шерстью. Внутри у мишки ревун, крепления классические дисково-шплинтовые. Мишка сшит полностью вручную. По таким медведям можно изучать технологию создания классических мишек Тедди!

Мишка "Нотон" Джеммы Кадж
Мишка "Нотон" Джеммы Кадж

В общем, на мой взгляд, выставка удалась. Удалась ее идея: мы действительно увидели необычных, продвинутых медведей, возможно медведей будущего, как и было заявлено в анонсе форсайт-проекта. И что самое интересное, мы уже начинаем привыкать к этим новым идеям, как и к самой выставке "TeddyFun". Если несколько лет назад мы приходили в легкое недоумение относительно новых форм давно известного старого, то теперь, наверное, и сами будем искать эти новые формы. Чтобы не отстать, чтобы идти в ногу со временем, а иногда и опережая его. Я думаю, что "TeddyFun" похожа на зеркало истории: чем дольше в него смотришь, тем больше замечаешь и осознаешь.

Зеркало "TeddyFun"
Зеркало "TeddyFun"

"Энциклопедия Мишкоделия", 2010 - 2017.

Об использовании материалов сайта смотрите здесь.