Для копирования ссылки на сайт в сеть - просто нажмите на кнопку!

История мишек Тедди (основные даты).

Карикатура из "Washington Post", 1902 год
Карикатура из "Washington Post", 1902 год

1902 год (США).  В конце октября  1902 года 26-й президент США Теодор Рузвельт охотится в штате Миссисипи. Охота не ладится. Егеря, чтобы порадовать Рузвельта, загоняют черного американского медведя и привязывают его к дереву, однако президент отказывается стрелять в беззащитное животное. Об этом случае 27 октября  пишет "Washington Post", иллюстрируя его карикатурой Клиффорда Берримана. Затем рисунок перепечатывают и другие газеты. Одна из газет попадается на глаза эмигранту из России Морису Мичтому, владельцу магазина игрушек в Нью-Йорке. Жена Мориса – Роуз изготавливает перового игрушечного медвежонка по образу и подобию персонажа карикатуры. Медвежонок устанавливается Морисом в витрине магазина, рядом с карикатурой, и в честь президента США получает имя "Медвежонок Тедди". Игрушка сразу пользуется спросом, на нее поступают заказы. Мичтом обращается к президенту Рузвельту с просьбой дать новой игрушке его имя, и получает согласие. В 1903 году Морис Мичтом основывает компанию "Ideal Toy Company", которая начинает производство мишек Тедди (компания просуществовала до 1982 года).

26-й президент США Теодор Рузвельт
26-й президент США Теодор Рузвельт
Маргарет Штайф
Маргарет Штайф

1902 год (Германия). Почти одновременно с американским, немецкого мишку создает Рихард Штайф, племянник известной основательницы фирмы "Steiff" - Маргарет Штайф.  Действие происходит в немецком городе Гинген. Прообразом мишки становится цирковой медведь. Осенью 1902 года Рихард Штайф разрабатывает оригинальные подвижные крепления головы и лап к туловищу медведя при помощи системы шнуров, теперь голова и лапы мишки могут вращаться на 360 градусов. В последствии это крепление станет традиционным для изготовления авторских и коллекционных медведей Тедди и останется практически неизменным до сегодняшних дней, его только несколько усовершенствуют, заменив шнуры на диски и шплинты. Весной 1903 года новая игрушка Штайфа представлена на Лейпцигской ярмарке компанией "Steiff". В 1906 году компания "Steiff" патентует собственную фабричную марку - металлическую пуговицу в ухе медведя. Подробнее об истории фирмы "Steiff" можно прочитать на странице Фирмы-производители. Как выглядел первый мишка, созданный Рихардом Штайфом, можно увидеть ниже на этой странице ... к тексту

Рихард Штайф со своим первым мишкой "PB55"
Рихард Штайф со своим первым мишкой "PB55"

1904 год. Тедди – бум в Америке. Мишек Тедди берут с собой на светские рауты, с ними фотографируют детей, о них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Теодор Рузвельт делает медвежонка своим талисманом и избирается президентом США на второй срок.

1908 год (Англия). В Англии первых мишек начинают производить в 1908 году, до этого мишек производят в США и Германии и экспортируют в другие страны. В 1915 году в Англии налажено массовое производство мишек.

Алан Александр Милн с сыном
Алан Александр Милн с сыном

1920-1930-е годы. Время расцвета мишек Тедди в Америке и Западной Европе. В 1924 году свой первый мультфильм о плюшевом мишке снимает Уолт Дисней. В 1926 году Алан Александр Милн издает книгу о плюшевом мишке "Вини-Пух и все, все, все" (подробнее об этом читайте на странице Мишки в литературе). В конце 20-х годов мишки становятся разноцветными - их шьют из искусственного плюша всевозможных цветов, а самые дорогие экземпляры - из шелкового бархата. К началу второй мировой войны мишки Тедди настолько популярны, что многие американские солдаты уносят миниатюрных мишек в своих рюкзаках на фронт. В 1930е годы начинается история развития мишек с подвижными лапами в России. До этого времени мишек в Россию привозили, в основном, из-за границы.  Также мишек шили в небольших кооперативах и артелях. Эти мишки отличались тем, что у них двигались только лапы, а голова пришивалась к туловищу и была наподвижной. Развитие мишкоделия в нашей стране связано с именем Анастасии Николаевны Изергиной, в девичестве Бартрам, которая на протяжении всей своей жизни занималась технологией создания игрушек, в том числе, разрабатывала выкройки для мишек с подвижными лапами.  Подробнее об этом читайте в конце страницы ... к тексту.

Сын Алана Александра Милна - Кристофер с медведицей "Виннипег"
Сын Алана Александра Милна - Кристофер с медведицей "Виннипег"

1940-1950-е годы. Во время второй мировой войны массовый выпуск мишек Тедди прекращен, после второй мировой войны интерес к мишкам Тедди угасает.

Актер Петер Булл
Актер Петер Булл

1960-е годы. Возрождение мишки Тедди. Образ беззащитного медвежонка пропагандирует знаменитый английский актер Петер Булл. Он с детства питает любовь к плюшевым мишкам, но рассказать о ней решается только в зрелом возрасте.  В середине 1960-х годов Петер дает объявление в английских газетах, в котором просит присылать ему интересные истории о плюшевых медведях. Он получает множество писем, им интересуются на радио и телевидении сначала в Великобритании, а затем в США. Петер участвует в нескольких популярных телепередачах. В 1969 году, на основе собранного материала, Петер Булл пишет книгу "Bear with me" ("Медведь  со мной"). В ней он рассказывает историю появления мишек, а также на примере реальных жизненных ситуаций показывает, насколько сильную роль играют мишки в эмоциональной жизни людей. В целом, деятельность Петера создает идеальные условия для возрождения популярности медведя Тедди. Мишки Тедди перестают быть детской игрушкой, теперь их коллекционируют взрослые, а Петер Булл входит в историю как "Старейшина мира плюшевых медведей", он становится легендой!

1970-е годы. В Америке изготовлены первые авторские мишки. Начало движению задает американская художница Беверли Порт. На одной из выставок она представляет мишку, которого сшила сама, а затем делает шоу-презентацию из сшитых авторских мишек. Мода на авторских мишек быстро распространяется и в Западной Европе. Купить художественных медведей можно на специализированных ярмарках, выставках, фестивалях, аукционах, которые необыкновенно популярны.

1980-е годы. В начале 1980 года фирма "Steiff" выпускает свою первую ограниченную партию коллекционных медведей. В 1984 году открыт первый Музей Медведей в графстве Хемпшир в Англии.

1999 год (Москва). Кукольная Галерея "Вахтановъ" первой из российских галерей экспонирует мишек Тедди. Директор галереи Ирина Мызина выставляет свою домашнюю коллекцию накануне новогодних праздников.

2000 год. В Москве открыта Школа кукольного дизайна Светланы Воскресенской, один из курсов которой посвящен изготовлению коллекционных мишек Тедди. Первым преподавателем технологии изготовления мишки Тедди становится художница из Перми Наталья Катаева.

2002 год. Работы российских художников-теддистов впервые представлены на выставке "Teddybear Total" в немецком городе Мюнстере. Две работы сразу приобретены японским музеем коллекционных медведей (мишки Елены Юровой и Марии Филатовой).

2004 год. Осенью в Москве проходит первая российская выставка коллекционных медведей "Теддимания", организованная Джеммой Кадж. Выставка открывается 19 ноября, этот день становится Днем Российского Мишки Тедди. Есть еще одна дата, посвященная мишкам - это Всемирный День Плюшевого Мишки, который отмечается 27 октября. Этот праздник был учрежден в 2002 году, в честь 100-летия появления первого мишки Тедди.

Начиная с 2004 года выставки коллекционных мишек Тедди проходят регулярно в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России. В Москве ежегодно  в ноябре-декабре  проводится специализированная выставка мишек "Хелло, Тедди!" В Санкт-Петербурге наиболее представительной является выставка "Время Кукол", которая проходит два раза в год - в июне и декабре, во время летнего и зимнего солнцестояния.

Мишка "РВ55", реплика 1902 года
Мишка "РВ55", реплика 1902 года

Каким был первый мишка?

Сегодня первенство в создании мишки Тедди по-прежнему оспаривают две страны – Германия и США. У каждой из этих стран есть своя интересная история появления на свет этого любимца детей и взрослых. Были ли игрушечные медведи до появления мишки Тедди? Конечно же были, но они выглядели совсем по-другому: мишки стояли на четырех лапах, которые не двигались относительно туловища и попарно крепились к двум перекладинам на колесиках. Такую игрушку можно было возить за собой, как тележку. Голова мишки тоже была неподвижна. В общем, игрушка выглядела как натуральный природный медведь, но играть с ней, как, например, с куклой, было совсем неудобно. Фото такого мишки можно увидеть в конце этой статьи. 

       Идея Рихарда Штайфа, создателя немецкого мишки Тедди, заключалась в том, чтобы придать лапам и голове игрушки подвижность. Такой мишка будет выглядеть намного привлекательнее неподвижного, с ним можно будет проделывать массу манипуляций: сажать с собой за стол, кормить с ложки, укладывать спать… Такой медвежонок сможет даже обнять тебя своими мохнатыми лапами! И вот, в 1902 году Рихард начинает разработку модели подвижного мишки. Основным изобретением Рихарда становятся оригинальные крепления, сделанные из шнуров. Такие крепления позволили лапам и голове медведя двигаться вокруг своей оси, мишка принял вертикальное положение, и, можно сказать, поборол своего "горизонтального" предшественника. Относительно того, как зародилась такая идея, есть несколько версий. По одной из них, Рихард решил "поставить мишку вертикально" после посещения цирка, где медведи показывали разные трюки, стоя на задних лапах. Первый образец мишки с подвижными лапами был представлен фирмой "Steiff" в марте 1903 года на ярмарке игрушек в Лейпциге. Но, нельзя сказать, что новое изобретение сразу заметили и одобрили… Только через год, после того, как Рихард доработал крепления головы и лап, добавив к шнурам диски, и применил в качестве материала мохер, мишка заслужил внимание публики на Лейпцигской ярмарке. Признанием нового изобретения стал тот факт, что один американский торговец заказал у Маргарет Штайф (владелицы фирмы "Steiff") партию сразу из 3000 таких мишек.

Мишка с дисково-шплинтовыми креплениями
Мишка с дисково-шплинтовыми креплениями

И вот, уже на протяжении более ста лет после этих событий мир продолжает историю, начатую Рихардом Штайфом. С того времени менялись материалы, из которых шьют мишек, изменялись их внешний дизайн и оформление. Но основа технологии – пять дисковых креплений, придающих подвижность голове и лапам мишки, осталась неизменной. Только шнуры креплений впоследствии были заменены на металлические шплинты. А в 2012 году фирма "Steiff" отметила 110-й день рождения мишки Тедди выпуском реплики 1902 года. "РВ55" такое странное название было дано первому мишке. Это своего рода аббревиатура, в которой зашифрованы: рост мишки - 55 см., материал из которого он был сделан (нем. Plusch - плюш), и то, что мишка может двигаться (нем. Beweglich - подвижный). Реплика в 2 раза меньше ростом – 26 см., но в остальном она полностью соответствует оригиналу. Фирма "Steiff" бережно хранит свою историю, в ее архивах остались чертежи и выкройки первого мишки, а также его полное описание. Для создания реплики "Steiff" заказала на фабрике "Шульте" точно такой же мохер. Ладошки и пяточки мишки выполнены из фетра. Нос вышит черной вощеной нитью, рот – такой же нитью, но коричневого цвета. "РВ55" выпущен ограниченной партией в 1902 экземпляра. Теперь мы тоже можем прикоснуться к истории, и постоять у ее истоков… Для увеличения фото нажмите на него.

Панда фирмы "Steiff", реплика 1938 года
Панда фирмы "Steiff", реплика 1938 года

А этот мишка пример того, какими мишки были до Тедди. Это мишка-панда, реплика фирмы "Steiff" 1938 года, выпущенная в 2008 году, к 70-летнему юбилею панды. Мишка довольно большого размера, его рост в высоту (в холке) составляет 50 см. По весу мишка также отличается тяжестью, он стоит на чугунных колесах, внутри набит опилками. Маленький ребенок может запросто оседлать такого мишку и проехаться на нем верхом! В мишку вставлен большой ревун, который приводится в действие металлическим кольцом на металлическом стержне. Кольцо нужно потянуть вверх и отпустить, при опускании стержня ревун издает рычащий звук. Нужно отметить, что до 1902 года мишек шили по таким выкройкам, но мишки были коричневых, черных или белых цветов. Панды стали широко известны в Америке и в Европе только во второй половине 1930-х годов, когда были завезены туда в зоопарки (хотя самих больших панд открыли гораздо раньше – в 1869 году). Благодаря своей необычной черно-белой окраске панды быстро завоевали популярность. Фирма "Steiff" не упустила отличную возможность пополнить свою продуктовую линейку таким оригинальным мишкой и даже запатентовала его дизайн. Но мишка был выполнен в старых традициях, так, как шили мишек до Тедди. Эта реплика 1938 года выпущена ограниченным тиражом в 1000 экземпляров, индивидуальный номер этой панды – 238.

Начало развития мишек Тедди в России.

История мишек с подвижными лапами в России берет свое начало в 1930-х годах и связана она с именем Анастасии Николаевны Изергиной (в девичестве - Бартрам). Анастасия Николаевна - дочь Николая Дмитриевича Бартрама, известного российского мецената, коллекционера и музейного деятеля. Николай Дмитриевич Бартрам, являясь сыном русского художника-акварелиста Дмитрия Эрнстовича Бартрама, в раннем возрасте научился рисовать и мастерить игрушки.

Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) в 90-х годах XIX века создал в старой усадьбе отца Семёновке в Льговском уезде Курской губернии Семёновскую художественную учебно-столярную мастерскую. В 1907 году им были организованы учебные мастерские при Кустарном музее Московского губернского земства, и одновременно создан в Москве музей образцов кустарной игрушки. В 1925 году по инициативе Н.Д. Бартрама открылись курсы подготовки специалистов и инструкторов по изготовлению игрушек при Московском Музее игрушки. Курсы имели три отделения: резной и токарной игрушки; папье-маше; мягкой игрушки. В 1929 году была открыта производственная мастерская, которой Н.Д. Бартрам руководил до последних лет жизни.

На протяжении всех лет Николай Дмитриевич изучал историю игрушки, как русской-народной, так и зарубежной, он часто общался с кустарями-ремесленниками, перенимая их опыт. Также, в начале 1900-х годов Николай Дмитриевич проехал по Европе, откуда привез коллекцию новых интересных игрушек, занявших достойное место в его музее. Сначала Московский Музей игрушки располагался в четырехкомнатной квартире Н.Д. Бартрама на Смоленском бульваре. Но, в 1924 году Музей обладал уже довольно большой экспозицией, ему отдали особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там располагается Государственный музей А.С. Пушкина). Позже Музей был переведен в подмосковный Сергиев Посад, где существует и сейчас.

Анастасия Николаевна Бартрам росла в атмосфере сказки, с раннего детства ее окружали разнообразные игрушки, которые коллекционировал ее отец. Одно время в стенах созданного отцом Музея действовал даже кукольный театр! Поэтому Анастасия не только впитала любовь к куклам и мишкам, но и многое знала о практической стороне вопроса - изготовлении игрушек. Результатом явилось написание Анастасией Николаевной нескольких книг, которыми впоследствии пользовались многие разработчики и производители мишек. Первая книга Анастасии Николаевны вышла в свет в 1937 году в Ленинграде, называлась она "Производство мягкой игрушки". В то время Анастасия Николаевна была уже замужем и носила фамилию Изергина. Именно под этой фамилией она наиболее известна в кругах людей, интересующихся мишками. В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания текстильных кукол, мишек и других животных. По этим выкройкам шили игрушки в небольших кооперативах и артелях. Интерес к публикации был большой, и уже в 1944 году (в войну!) увидела свет вторая книга, которую Анастасия Николаевна написала в соавторстве со своей сестрой, Марией Николаевной - "Игрушки из ткани. Способы изготовления чертежей, выкроек". В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек.  Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана, на фото сверху Вы видите обложку этой книги, издательство "Гизместрпром", 41 страница. Прочитать книгу Вы можете здесь, на сайте (источник: http://elibrary.orenlib.ru/).

Игрушки из ткани
Книга А.Н. Изергиной и М.Н. Бартрам, 1947 год.
Игрушки из ткани.pdf
Adobe Acrobat документ 3.9 MB

Здесь же приведены фотографии мишки, сшитого по выкройке из книги (см. стр. 17 книги). Для увеличения фото - нажмите на него. Ниже Вы можете скачать выкройку мишки, адаптированную для 1/8 мохера и инструкцию по пошиву.

Для удобства создания мишки, я привожу здесь выкройку, адаптированную для 1/8 мохера. Есть еще одно отличие этой выкройки от старинной: в основание головы и вверх туловища я предлагаю вшить контактные диски, в которые вставить диски крепления. Так голова мишки будет вращаться, в отличие от мишки на выкройке, где голова пришивается к туловищу и поэтому неподвижна. В остальном выкройка полностью повторяет оригинал. Инструкции по работе с выкройкой и пошиву мишки Вы найдете в файле "Инструкция по работе с выкройкой".

Мишка по выкройке А.Н. Изергиной
Выкройка А.Н. Изергиной Лист 1.jpg
Изображение JPG 3.6 MB
Мишка по выкройке А.Н. Изергиной
Выкройка А.Н. Изергиной Лист 2.jpg
Изображение JPG 3.9 MB
Инструкция по работе с выкройкой
Инструкция по работе с выкройкой.docx
Microsoft Word документ 20.8 KB

Для нас, современных теддистов и любителей мишек Тедди, книги Анастасии Николаевны Изергиной интересны тем, что из них мы можем узнать, по каким выкройкам шили первых российских мишек с подвижными лапами.  Изучение этих книг помогает заложить базовые правила построения выкроек на основе плоского изображения игрушки (переложение плоскости в объем). Зная такие правила, можно построить свою оригинальную выкройку любой сложности.

В заключение этой главки хочу привести слова Николая Дмитриевича Бартрама, сохраненные его потомками до наших дней:

"К сожалению, работы прикладников большей частью недолговечны и имена художников неизвестны. Результаты их кропотливого труда расходятся по всему свету, они какое-то время радуют людей, затем изнашиваются, разбиваются, выцветают и кончают свое существование. Редко, когда подлинное произведение прикладного искусства сохраняется в витринах музеев".

Давайте же посмотрим, какие особенности были у мишек тех лет

 

Крепления.

Так, в начале 1930-х годов в России уже были известны дисковые крепления лап мишек, голова мишек чаще пришивалась к туловищу и была неподвижной. Делались диски из фанеры. Но дисковые крепления отличались от современных: шплинты и болты не использовались, диски крепились на проволоку. Такие крепления назывались шарнирными, и были они двух видов. Двойное внутреннее шарнирное крепление напоминало шплинтовое, когда проволокой попарно соединялись диски в лапе, или в голове. При таком креплении сначала набивали голову и лапы мишки и вставляли в них диски с проволокой, туловище при этом оставалось пустым. В туловище мишки проделывали небольшие отверстия в местах крепления головы и лап, и вставляли в них проволоку от креплений. Затем через отверстие в спинке туловища в него вставляли парные диски креплений, насаживали диски на проволоку и проволоку туго закручивали. После этого туловище набивали и зашивали отверстие на спинке потайным швом. Во втором варианте крепление называлось сквозным шарнирным. При таком креплении диски вставляли только в лапы мишки, голова пришивалась к туловищу неподвижно, в самом туловище дисков тоже не было. Последовательность сборки мишки была такой. Сначала набивали голову мишки и туловище, голову пришивали к туловищу. Затем набивали лапы, в верхнюю часть лапы вставляли диск с закрепленной в нем проволокой. Свободный конец проволоки втыкали в туловище мишки в месте крепления лапы и выводили с противоположной стороны - в месте крепления парной лапы. После этого на эту же проволоку крепили вторую парную лапу: проволокой протыкали материал лапы, надевали на нее диск и закрепляли его проволокой. Вторую пару лап крепили аналогично. Для более примитивных мишек использовали веревочные крепления, без дисков: веревку пропускали из одного плеча мишки через туловище в другое плечо, и возвращали ее обратно. В плечах мишки такое крепление маскировали с внешней стороны пуговицами. Аналогично крепили на веревку нижние лапы.

Набивка.

Набивали старых мишек стружкой, опилками, ватой или очесом (необработанной шерстью). Эти материалы были не очень долговечными. Дольше всех служила стружка, мишки, набитые ей, были достаточно легкими и упругими. Стружку использовали, как правило, для набивки крупных мишек. Мишки, наполненные опилками, были тяжелыми. Со временем проволока, которой крепились диски лап мишек, проделывала в материале значительные отверстия. Опилки через эти отверстия высыпались, и мишки постепенно теряли форму. Вата имела свойство слеживаться и комковаться. Очес был существенно лучше ваты, но он был достаточно дорогим.

Материалы.

В качестве основных материалов для создания мишек использовали пушистую фланель, одностороннюю или двустороннюю байку. Цвета материала подбирали спокойные и естественные: коричневые, бежевые, серые, молочно-белые. Дорогих материалов для пошива мишек не использовали. В то время мишки являлись утилитарным предметом, детской игрушкой. Поэтому о долговечности мишек думали мало. Проще было купить или сшить ребенку несколько недорогих медведей. Часто при создании мишек основной материал комбинировали с дополнительным: хлопком или бархатом. Эти дополнительные материалы могли быть ярких расцветок, с рисунком. Шили из них мишек в одежде. Причем, одежда была как бы частью медведя. Туловище мишки шилось сразу в виде костюма, например, в виде жилетки и шаровар. Жилетка представляла собой верхнюю часть туловища мишки, шаровары – нижнюю часть туловища и нижние лапы. Шаровары по линии талии присборивались и пришивались к низу жилетки. Голова и верхние лапы мишки, сшитые из основного материала, набивались и также пришивались к жилетке в нужных местах. После этого производилась набивка "туловища", т.е. жилетки и шаровар. Набивку делали через нижние отверстия в шароварах. Когда туловище было набито, к нему пришивали набитые ступни мишки, сшитые из основного материала. Получался мишка в одежде, которая всегда с ним и неотделима от него.

Выкройки.

Выкройки мишек были в то время довольно примитивными. Например, голову выкраивали на основе выкройки мяча (шара), затем утяжками придавали ей нужную форму. Но были и более продвинутые модели мишек, созданные по выкройкам с вытачками. Вторая книга Анастасии Николаевны Изергиной как раз посвящена теме моделирования выкроек игрушек из ткани, в том числе мишек. К книге приложены таблицы с выкройками, но также в ней описаны приемы самостоятельной разработки выкроек: как сделать выкройку по рисунку мишки, как придать детали мишки объем, в каком месте заложить вытачку и как определить ее величину.

В общем, история создания первых российских мишек богата и своеобразна! Думаю, что достойно продолжить традицию можно только хорошо изучив ее корни. В этом нам и помогают книги Анастасии Николаевны Изергиной. К этим книгам обращаются и современные авторы. В 2013 году вышла в свет брошюра Лидии Мудрагель "Мишки Тедди. Винтажные модели", основанная на изданиях Изергиной. В этой небольшой брошюре можно найти старые выкройки мишек, прочитать о способах креплений и набивки (подробнее о брошюре смотрите на странице Полезные книги и диски).

Для написания этой статьи были использованы материалы Википедии, указанная выше брошюра Лидии Мудрагель, а также материалы Оренбургской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской (проект Электронная библиотека).

Тедди-долл "Оленька", апрель 2015 года
Тедди-долл "Оленька", апрель 2015 года

Кто такие "Тедди-доллы"

 

Вы, наверняка, не раз встречали на просторах интернета фотографии странных созданий с личиком куклы и с телом мишки или зайки, выполненном в Тедди-технике. И вполне обоснованно задавали себе вопрос: а кто это такой? Почему у автора возникла такая странная идея совместить по-сути несовместимые вещи - нежное личико куклы и неуклюжее тело мишки? Оказывается всё не так просто, и идея эта совсем не нова, ее появление относится к началу 1900-х годов. Создание первой Тедди-долл (Teddy-doll) связано с историей исследователя Арктики Роберта Пири, вернее с его дочерью - Мэри Пири. Роберт Пири и его жена Жозефина проживали в Гренландии, где у Пири находилась научно-исследовательская станция для организации экспедиций в Арктику. В 1893 году у Роберта и Жозефины родилась дочь Мэри. Общественность в те времена пристально следила за экспедициями Пири, в фокус внимания попадала и личная жизнь исследователя. Многие тогда удивлялись, почему семья Пири, включая его маленькую дочь, живет в таких суровых условиях? Хотя климат Гренландии, на самом деле, достаточно здоровый. Как говорится, не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда... А основной одеждой людей в таких холодных условиях являются, как известно, меха.

Итак, одеяния тогдашних полярников состояли, в основном, из комбинезонов, сшитых из оленьих шкур. Неотъемлемой частью комбинезона был капюшон. Варежки и обувь тоже были из меха. В общем, человек практически находился в меховом коконе, открытым оставалось только лицо. Нужно отдать должное смелости и отваге этих людей, которые не только выживали в сложных климатических условиях, но еще и двигали вперед науку! На фото справа мы видим, что через плечо у Жозефины Пири перекинуто ружье, она была очень отважной женщиной, сама охотилась на оленей!

Мэри Пири в костюме полярника
Мэри Пири в костюме полярника

А на этом фото запечатлена Мэри Пири в костюме полярника, фотография относится, скорее всего к концу 1890-х годов, но известной она стала в начале 1900-х, когда семья Пири вернулась в Америку. Фотография была напечатана многими изданиями, а так как тема покорения Северного полюса была тогда очень популярной, то и всё, что ей сопутствовало тоже стало набирать известность. У девочки Мэри были голубые глаза и белокурые локоны, что создавало еще больший контраст с грубоватым оленьим мехом. Идею создать по этому образу игрушку сразу подхватили несколько фирм. Сейчас уже трудно установить, кто был первым. Главное, что идея, как говорится, пошла в народ. Сам образ Мэри был чрезвычайно популярен, его тиражировали на коробках конфет и на обертках печенья, с ним делали рекламу для детских товаров.

Ну, и конечно, Тедди-доллы... Техника создания мишек Тедди с подвижными головой и лапами, как мы помним, была разработана в 1902-м году. И применить эту технику на кукле не составляло труда. Туловище и лапки (в нашем случае - руки, ноги) делались по образу и подобию Тедди, а вместо медвежьей головы к туловищу крепилась голова, состоящая из фарфорового личика и приклеенного к нему капюшона. Набивка головы в капюшоне делалась также, как у мишки, и голова также крепилась к туловищу на подвижном дисковом креплении. Так что получается, что Тедди-доллики это американское изобретение.

Вот вкратце история появления Тедди-доллов, рассказать мне ее помогла Катя Пана, которая нашла в интернете информацию об этих куклах и опубликовала ее на своей страничке в интернете, за что ей огромное спасибо! Перейдя по ссылке на страничку Кати, Вы сможете увидеть больше фотографий, в том числе, фото антикварных Тедди-долликов.

Также выражаю большую благодарность питерскому художнику-теддисту Наташе Койновой. Под ее чутким руководством мне удалось сшить Тедди-доллика, фотографии которого здесь и представляю. Этот Тедди-долл является уникальной разработкой Наташи, сшить его можно на мастер-классе, запись на МК - на странице ВКонтакте по этой ссылке.

А это фото современного Тедди-долла фабричного производства. Эту необычную игрушку я увидела в одной из творческих мастерских, когда была на мастер-классе. Хозяйка мастерской шьет и коллекционирует мишек Тедди. Этот Тедди-доллик из ее коллекции.

© Наталия Шепель, 2010 - 2017.

Все права защищены (copyright).